Детский сад №38 Колобок г. Туапсе Краснодарский край.
|
Как не превратить самый веселый праздник в мучение для ребенка РАС и его семьиНовый год и другие праздники могут быть радостным и веселым периодом, но они же могут вызывать очень сильный стресс. Дети с аутизмом легко впадают в замешательство и испытывают стресс при любом новом занятии, связанном с праздником, и это, в свою очередь, может расстроить остальную семью. Аутизм не помеха веселому празднику, однако заблаговременная подготовка очень важна. Предварительная подготовка По мере приближения праздника, следует отметить дату на календаре, которым пользуется ваша семья или специальном календаре ребенка. Это обеспечит последовательность и предсказуемость. Вы можете обвести дату праздника на календаре. Отметки в календаре помогут вашему ребенку приготовиться к тому, что в детском саду будут чаще говорить об этом празднике и готовиться к нему. Затем, вы можете начать ежедневно обсуждать с ребенком ближайший праздник и его значение. Содержание таких бесед зависит от конкретной семьи. Вы можете принести буклет о религиозном празднике с картинками, например, какие украшения обычно используются и какие блюда обычно готовятся. Однако не забывайте о том, что ваш ребенок понимает все очень буквально, поэтому он может разволноваться, если ваш праздник не будет похож на праздник на картинках. На своем семейном календаре вы можете отметить дни, в которые вы будете, например: покупать елку и украшения, когда вы будете менять оформление комнат, наряжать елку, а также все остальные перемены. Обязательно отметьте в календаре даты, когда к вам в гости придут родственники или друзья. В период праздников в жизни семьи многое может измениться, но для вас очень важно сохранять привычный распорядок жизни ребенка насколько это возможно. Используйте ежедневное визуальное расписание с ребенком, чтобы наглядно показывать ему, чем он будет заниматься в течение сегодняшнего дня. Вы можете привлекать ребенка с аутизмом на всех этапах подготовки к празднику. Например: ребенок может выбирать вместе с вами елку и украшения, или вы можете показать ему, где лежат украшения, а потом попросить его принести их и помочь достать. Это поможет ребенку привыкнуть к этим предметам, даже если они не меняются год от года. Также желательно вовлекать ребенка в процесс украшения дома, даже если он просто будет находиться в той комнате, где проходят приготовления. Это может предотвратить негативные реакции на появление новых предметов в знакомой обстановке. Если ваш ребенок проявляет интерес к приготовлениям, то вы можете поручить ему конкретное задание, на котором он может сосредоточиться. Это поможет ребенку почувствовать свою значимость и уменьшит тревожность в отношении происходящих вокруг перемен. Вы можете сами внести дополнения в календарь, например: каждый день ребенок может открывать один пакетик с датой и находить там специальную записку, открытку или маленький подарок. Календарь для отсчета дней также можно сделать из фотографий, маленьких коробочек и так далее. Такой календарь может стать развлечением для любого ребенка, а ребенку с аутизмом он поможет сделать праздник более предсказуемым. Если ребенку очень тяжело принять изменения в окружающей обстановке, то вы можете растянуть процесс украшения на несколько дней. Например, вы можете установить елку на место, и оставить ее там на несколько дней. Затем вы можете украсить елку. А еще через несколько дней вы можете добавить украшения для дома. Какие игрушки или подарки лучше всего купить ребенку с аутизмом на праздник? Это зависит от индивидуальных особенностей каждого отдельного ребенка и его интересов. Но надо помнить, что если ребенок с аутизмом получит очень много подарков, от разных людей сразу, то это может вызвать сильную перегрузку. Лучше подарить лишь часть подарков или один подарок в день – один от мамы, один от папы, один от бабушки и дедушки. Десять правил для счастливого праздника .1. Посмотрите на праздник глазами своего ребенка Лучше, если праздник для аутичных детей, будет проходить в спокойной, привычной обстановке, помещении. 2. Проанализируйте «какие аспекты праздника могут вызвать у ребенка сенсорную перегрузку», их лучше избегать Возможно, лучше выделить отдельные праздничные зоны в вашем доме, которые остальные дети могут украсить, а спальню ребенка и места, где он проводит много времени, например, гостиную, лучше оставить без изменений. Это может уменьшить любую сенсорную перегрузку и тревожность у ребенка из-за изменений в доме. 3. Каждый день в расписании ребенка должны быть привычные периоды «без праздника» Это поможет вам отследить его уровень тревожности и подстроиться под ребенка в течение остального дня. 4. Получение подарков может вызывать перегрузку и замешательство у детей с аутизмом Одна из идей состоит в том, чтобы выделить в расписании ребенка специальный период времени «на игрушку», и поместить новую игрушку рядом с его любимой. Таким образом, у ребенка не будет перегрузки от получения нескольких новых игрушек сразу. 5. Используйте календарь «отсчета дней» для подготовки к празднику Календарь отсчета дней изготавливается из определенного количество предметов или карточек с датами, чтобы ребенок мог каждый день убирать одну карточку или предмет, пока не наступит день праздника. Календарь отсчета дней позволяет ребенку подготовиться к предстоящему событию и изменениям, с ним связанным. Вы можете поместить на определенную дату календаря фотографию мероприятия или места, куда вы собираетесь отправиться вместе с ребенком. Каждый день вы сможете наглядно показывать ребенку, сколько дней остается до мероприятия или поездки. 6. Выделите в расписании ребенка времени для «одиночества», когда он может заниматься своим самым любимым делом или играть с любимой игрушкой, в то время как другие члены семьи будут заниматься тем, что вызовет у аутичного ребенка перегрузку. Ребенок может поиграть с игрушкой, на компьютере или пересмотреть любимый фильм, посмотреть интересную для него книгу, чтобы отдохнуть от всей праздничной суеты. 7. Заручитесь помощью друзей или членов семьи в ключевые моменты праздника Если все дети или члены семьи заняты единой подготовкой к празднику, а ребенок аутист не хочет в этом участвовать, предложите ему другое занятие порой даже в другом помещении 8. Поддерживайте связь с детским садом. Поговорите с воспитателем о том, как помогают ребенку подготовиться к празднику Попробуйте использовать в детском саду те же стратегии и символы, которые вы используете дома. Если добиться однообразия, это уменьшит тревожность ребенка. Если вы используете разные символы и стратегии, то ребенок может подумать, что праздник в детском саду и праздник дома – это совершенно разные вещи, и у него будет двойная перегрузка! 9. Сам праздник Какие бы вы не ввели изменения в расписании ребенка в праздничные дни, не меняйте их в день праздника. Пусть его распорядок дня останется неизменным настолько, насколько это возможно. Очень важно подумать о праздничных изменениях как можно раньше и подготовить к ним ребенка заранее. Например, если к ребенку приезжает бабушка, которая будет гостить у вас шесть дней, то повесьте шесть фотографий кровати и фотографию бабушки заранее, чтобы обозначить продолжительность ее визита. После приезда бабушки снимайте каждый день одну фотографию кровати, чтобы подготовиться к ее отъезду. 10. Ростовые куклы или сказочные персонажи на празднике Иногда один вид взрослого человека в костюме заставляет ребенка РАС кричать и убегать подальше от него. Поэтому, идя с ребенком на праздник, где будут такие персонажи, необходимо подготовить его заранее, показать фотографии , картинки, костюмы. Тогда ребенок воспримет все спокойно и праздник пройдет без заминок . Можно только добавить, что при украшении помещения или елки к празднику, очень важно привлекать ребенка к участию, даже если ему не очень хочется этим заниматься. Можно просто заниматься этим у него на виду или иначе давать ему понять, что именно сейчас происходит – это очень важно. Потому что, если ребенок с аутизмом вернется и внезапно обнаружит изменения в комнате, это может вызвать шок! Педагог – психолог Высоткова Л.А. МБДОУ ДС № 38 «Колобок» г. Туапсе 1 апреля 2017 в 11:32
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.